Общество пролетарского туризма
«...Движение развертывается с большой быстротой. Многие не поняли и до сих пор не понимают сущности этого движения, как одного из проявлений могучей тяги рабочей массы к овладению культурным бытом и к «оживлению» его. Помню разговор (в декабре 1926 г. во время Всесоюзного съезда профсоюзов) с Г., одним из членов президиума руководящего профсоюзного органа. (Речь шла об идее создания общества массового туризма – ААА). Г. «авторитетно» заявил, что никакого такого общества не нужно, а если оно возникнет, то будет-де «обслуживать только буржуазию и интеллигенцию» («забавно», в связи с этим, отметить, что среди членов профсоюзов, ездивших в 1926 г. с наркомпросовскими экскурсиями, было - самое большее - лишь 17 процентов рабочих, - «забавно» также, что и в этом году цена, которую берут с экскурсантов, такова, что рабочему вряд ли она будет под силу,- и это несмотря на то, что в распоряжении организаций, устраивающих экскурсии - Наркомпроса и ВЦСПС - имеются тысячи льготных билетов; рабочие же туристы, вынуждены сами себя «обслуживать», – и, надо полагать, все-таки сумеют устроиться подешевле, да поинтереснее.
Действительность, жизнь - опрокинула эти неуклюжие кабинетные «пророчества». Туристское движение пошло по пролетарской и массовой линии. Сотни писем, поступающих в ЦБ туризма - яркое тому доказательство...
Письмо от городского райкома из Гомеля (апрель):
«У нас в Гомеле (Белоруссия) в городском районе при райкоме ЛКСМБ организовано бюро туристов. Группы туристов по коллективам комсомольским, на заводах, растут, как грибы. Интерес огромный. Крайне необходимо этот интерес и инициативу поддержать...
...К настоящему моменту (май) можно считать, что в организованном туристском движении участвует не менее 20 тысяч человек, среди которых процентов около 75 занимают рабочие и на втором месте – учащиеся. 20 тысяч через 4 месяца после того как вопрос был впервые поставлен в печати, – это неплохо.»
Движение развивается одновременно по двум линиям, которые, однако, вместе составляют единое русло. Первая линия – возникновение низовых туристских групп на пред приятиях, в учебных заведениях, при клубах и т. д. Вторая линия – образование бюро туризма при комсомольских комитетах. Задачей бюро туризма является организация массового туристского движения, в том числе и подготовка к созданию местного общества массового туризма. (Бюро являются временными органами, действующими до создания обществ)... ...надо прямо сказать, туристское движение не может и не должно «обойтись» без связи с различными учреждениями и организациями. Просвещенческие органы могут дать лекторов, диапозитивы, облегчить доступ в библиотеки и т. д. Профсоюзы могут дать возможность использовать клуб. Краеведы и юные натуралисты помогут в составлении маршрутов, укажут, где и что можно повидать (только надо избежать чрезмерного перегиба в «усадебно-музейную» сторону, чем иногда «грешат» товарищи-краеведы и работники экскурсионных органов, а также избежать перегрузки туриста образовательными деталями, памятуя, что у нас туризм, а не специально-краеведческие экскурсии, хотя бы и любительские). Осоавиахим должен помочь туристам научиться чтению карты и т. п. и, может быть, посодействует закупке карт, компасов, палаток и др. снаряжения по льготной цене... Особо следует выделить вопрос об использовании печати. Комсомольская печать подхватила туристскую идею довольно горячо, хотя и не сразу. Многие газеты выпустили целые страницы, посвященные туризму (в Ленинграде, Минске, Ростове н/Д. и др. городах) и завели специальный отдел. Однако, этого мало. Во-первых, комсомольские газеты должны давать не только и не столько пропаганду туризма, сколько конкретные справочно-инструктивные сведения, учитывая потребность, проявляющуюся в письмах, на собраниях и т. д. Во-вторых, нужно использовать иллюстрированные журналы. Московская «Смена» уже дала специальный туристский номер (№ 7) и продолжает печатать туристские материалы. В этих журналах надо помещать материал не только повествовательно - очеркового типа, но и справочноинструктивный (конечно, в живом изложении, с фотографиями, картами и т. п.)...
Полнейшая и безусловная добровольность должна быть обеспечена с первых же шагов (добровольного общества туристов – ААА). Нужно во что бы то ни стало избежать стремления к тому, чтобы обязательно на каждом предприятии была туристская группа. Группы должны создаваться только там, где есть действительный интерес, где хотя бы несколько человек сами хотят объединиться в группу. Другой важнейший вопрос – о туристском активе. В составе выборных органов – снизу доверху – не должно быть «не-туристов» (Этот принцип в 60-80-е годы был осуществлен ЦСТЭ с точностью до наоборот – ААА).
Рабочие организации, руководящие туристским движением, должны руководить им через своих членов, являющихся туристами, принимающих в нем активное участие и таким путем заслуживших доверие туристской массы. Лето 1927 года даст тысячи путешественников. Отсюда и вырастет актив. Смешно браться руководить, скажем, горной секцией человеку, ни разу не бывавшему в горах или посидевшему «около гор» на курорте. Актив поднимется из среды самих путешественников...» Приведенные далее маршруты, свидетельствуют, что в двадцатые годы туристы именно путешествовали, чередуя передвижение на транспортных средствах с активными участками. Путешествия не разделялись по протяженности и сложности преодолеваемого рельефа. Большинство маршрутов не превышало сложности современной двойки. Более сложные маршруты, пройденные в тот период можно пересчитать по пальцам, и проводились они, в основном, в горах горными туристами, которых с 37 года стали называть альпинистами. – ААА.
* * *
А. П. Антонов-Саратовский.