Немаловажную роль в популяризации путешествий в первой половине XIX в. сыграла литература, в которой в это время утвердился жанр, так и называвшийся – «путешествия». А. С. Пушкину принадлежат очерковые записи о поездке на Кавказ в действующую армию: «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», декабрист А. А. Бестужев-Марлинский в 1832 г. опубликовал «Письма из Дагестана», А. И. Герцен в конце 40-х гг. – «Письма из Италии и Франции», Н. И. Греч – «Путевые письма из Англии, Германии и Франции», В. П. Боткин - «Письма об Испании» и т. д. Сюда же можно отнести «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева (1790 год) и менее известную статью А. С. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург» (1834 год) – ААА.
Литературные «путешествия» дают прекрасную возможность представить себе условия, в каких совершались в первой половине XIX в поездки по просторам России и на отдых за границу. Нелегким был в те времена путь в один из популярнейших ныне среди туристов и легкодоступный Кавказ. Только чтобы добраться до Владикавказа (Орджоникидзе), нужно было преодолеть множество трудностей. Вот как описывает А. С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» многодневный путь от Екатеринодара (Краснодара) до Владикавказа: «На сборном месте соединился весь караван, состоявший из пятисот человек или около. Пробили в барабан. Мы тронулись. Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами. За нею потянулись коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую; за ними заскрыпел обоз двуколесных ароб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали нагайские проводники в бурках и с арканами. Все это сначала мне очень нравилось, но скоро надоело. Пушка ехала шагом, фитиль курился, и солдаты раскуривали им свои трубки. Медленность нашего похода (в первый день мы прошли только пятнадцать верст), несносная жара, недостаток припасов, беспокойные ночлеги, наконец беспрерывный скрып нагайских ароб выводили меня из терпения» (1949, с. 645–646). Но еще большие трудности поджидали путника в горах. И не только тяготы пути, но и опасности, которые могли стоить жизни. Ведь на Кавказе вплоть до 1864 г. продолжалась Кавказская война, начатая русским правительством в 1817 г. Спокойнее было в Крыму, включенном в состав Российского государства в 1791 г. Однако удаленность от центральных районов России, близость претендовавшей на него Турции, отсутствие хороших дорог, благоустроенных городов и поселков, которые могли принять путешественников, ограниченность сведений о прекрасной природе южного берега Крыма, конечно, не способствовали популярности этого района, как места отдыха. Только в последней трети XIX в., когда в Крым на отдых постоянно начали выезжать члены царской семьи, к нему обратила взоры российская знать. На юге России к середине XIX в. лишь Кавказские Минеральные Воды приобрели известность благодаря уникальным лечебным водам. Но условия отдыха в Пятигорске и Кисловодске, превращенных в 1830 г. из военных укреплений в города, оставались крайне примитивными. И только болезни заставляли людей по месяцу и более находиться в дороге, чтобы получить долгожданное лечение. В XIX в. на территории России любители путешествий свое внимание обращали, в основном, лишь на Петербург и Москву – столицы государства. Города Западной Европы, лазурное побережье Средиземноморья, живописные легкодоступные и безопасные горы Европы манили путешественников России. В значительной степени интерес к европейским странам подогревался литературными «путешествиями», в которых восторженно рассказывалось о благах, ожидавших в них иностранцев. Как будто из рекламного проспекта эти строки: «Гостиница, в которой стою я, есть вместе и кофейная ... Ее мавританский, с тонкими, изящными колоннами двор, густо покрытый виноградом с огромными темными кистями, дает днем самую отрадную прохладу, которую еще увеличивает бьющий посередине фонтан, обсаженный крином (вид лилий. – Г. Д.); по вечерам эти великолепные цветы имеют запах упоительный ... » Так описывает В. П. Боткин в «Письмах об Испании» одну из небольших гостиниц в Кордове, гостеприимно принимавших зарубежных гостей. Из этих же «Писем» читатель узнавал, что в отличие от Кавказа или Крыма в горах Испании уже давно проложены дороги: « ... превосходное шоссе проходит через Сиерру-Морену, красивые мосты перекинуты через пропасти; вместо прежних заброшенных в горной глуши одиноких вент, притонов разбойничьих шаек и ловушек путешественников теперь встречают небольшие веселые селенья с возделанными вокруг полями». И граждане России, имевшие материальную возможность путешествовать, естественно, устремлялись за границу, где им были обеспечены безопасность поездок, желаемый комфорт, разнообразные развлечения, например, столь известные традиционные карнавалы в Италии. Так продолжалось на протяжении всего XIX века. А. П. Чехов утверждает, что для любого общества «подвижники нужны, как солнце», ибо они олицетворяют «высшую нравственную силу»: «Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг». Поездку на Сахалин и возвращение на пароходе вокруг Азии в Одессу в 1890 году Чехов планировал как единое путешествие на Восток. Писатель хотел посетить Японию, познакомиться с великими цивилизациями Азии – китайской и индийской, вдохнуть жар Аравийской пустыни, пересечь Индийский океан, проплыть недавно прорытым Суэцким каналом, побродить по Константинополю – наследнику древней столицы Византии. Транссибирской железной дороги еще не существовало, но по Сибирскому тракту («самой большой и, кажется, самой безобразной дороге во всем свете») неслись экипажи с чиновниками и офицерами, тащились обозы переселенцев, брели партии каторжных. В Томске издавался даже путеводитель – сибирский «Дорожник» (из статьи в журнале «Вокруг света»). Отсутствие надежных путей сообщения непомерно удлиняло время подъездов к объектам посещения. Это существенно снижало число желающих путешествовать и имеющих на это возможности. Для развития туризма в России необходимым условием было строительство железных дорог. Заметим, по этому поводу, что ж/д путь от Москвы до Ростова-на-Дону был открыт только в 1871 году, а Северокавказская дорога до Владикавказа – в 1875 году.