ы
ГЛАВА 1
Зарождение
туризма в России
1777–1917 года
«План предприемлемого путешествия в чужие краи»
В декабре 1777 г. читатели «Московских ведомостей» получили вместе с различными «прибавлениями» к газете несколько страниц, озаглавленных «План предприемлемого путешествия в чужие краи, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем».
Так звучало первое приглашение россиянам к участию в групповой поездке в страны Западной Европы, организацию которой полностью брал на себя автор «Плана».
Вениамин Генш, содержатель пансиона в Москве, уже более двадцати лет занимался воспитанием юношества. Он принадлежал к широко образованным людям своего времени, многие годы, как он пишет, «пребывал» в различных иностранных академиях, неоднократно проезжал через всю Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Англию и Голландию и глубоко осознал всю полезность путешествий, ту важную роль, которую они должны играть в воспитании молодежи.
Со значения путешествий и начинался его «План»:
«Не довольно того, чтоб детский разум изощрять только науками; но стараться должно при том наипаче приучать и склонять сердца их к добродетели; что достигается чрез обращение в свете и полезныя путешествия. Надобно произвести в них нужное просвещение, дабы то, что в чужих краях достопамятного и примечания достойного усмотрят, в отечестве своем с пользою употребляли»
«Планом» Генша предусматривалось, организовав небольшую группу молодых дворян, совершить с ними поездку в один из немецких, итальянских или французских университетов, «то есть в Геттинген, Лейпциг, Турин, или Страсбург; дабы там как в немецком, так во французском и италианском языках, также и науках, то есть, в математике, истории, географии, философии, юриспруденции, и рисовании довольное снискать знание, также в танцовании, верховой езде и музыке; и в тонкость познать то, что молодому человеку для совершенного его благополучия нужно и полезно быть может».

После посещения университетов предполагалось проехать по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников путешествия должен был вручить В. Геншу, организатору намеченного предприятия, гонорар, установленный по контракту. Стало ли путешествие, разработанное В. Геншем, первым в ряду постоянно проводимых какими-то предпринимателями поездок за границу, пока неизвестно. Но не приходится сомневаться, что его «План» принадлежит к одному из первых предложений в последней четверти XVIII в. по организации туристских путешествий за рубеж, в которых группа людей под началом опытного руководителя должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.
Первые путеводители в России
К концу XVIII в. относится и появление в России первых путеводителей, которые сегодня с полным правом можно назвать туристскими, так как они были рассчитаны на людей, интересующихся историей, архитектурой столиц Русского государства, различными коллекциями, хранящимися в их соборах

Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год» был написан библиотекарским помощником библиотеки Академии наук архивариусом Андреем Богдановым и опубликован после того, как его оценил издатель В. Г. Рубан, увидевший полезность сочинения А. Богданова «для удовольствия соотчичей и чужестранцев, желающих иметь о сем знаменитом граде сведения».
О том, что это первая краеведческая книга о Петербурге, говорится в предисловии автора: «Описание начал, или первобытности его, находилось доселе в безвестии, что равно, как и красота, в каковую он ... извлеченными из недр земель Российских марморами облечен, достойны, что б их явить свету, и память возвращения и нынешняго цветущего состояния его, зделать незабвенною».

В путеводителе А. Богданова собраны сведения об истории места, на котором построен Петербург, о том, когда и почему он возник, о характере рек и каналов, о знаменитых местах и почему они получили свои названия, о дворцах богатых вельмож, заслуживающих того, чтобы остаться в истории, церковных строениях, пышных празднествах, приемах иностранных послов при царском дворе и др.

Вот, например, как описывает А. Богданов появление названия «Васильевский остров», о котором ему рассказали «старожилые люди»: « ... для лучшей осторожности и охранения островов, а паче сево острова, где ныне стоит Санктпетербургская крепость, что б от устей рек обоих большой и малой Невы, со взморья не пришли б какия неприятельские суда, тогда на острову, что ныне Васильевской именуется: промежь большой и малой Невы лежащем, от взморья на оном острову на том месте, где ныне урочище Стрелка называется, поставлена была батарея, которая бы не допускала ни каких от обоих устий со взморья приходящих неприятельских судов, и для той делания батареи и для всякого охранения от неприятеля, определен к тому бомбардирской роты офицер Василий Дмитриевич Карчмин с командою, и сей помянутый Карчмин будучи на оном острову с партиею своею для охранения сего новозавоеванного места, яко на отводном карауле, стоял долгое время и посылаемые к нему от Государя из лагеря к оному Василию Карчмину всякия Его Величества указы и словесные приказы, посылалися тако: к Василию на остров; и от того времени по сему имени прозван сей остров Васильевским».
Другой получивший известность путеводитель по столице Росийского государства назывался «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного». Он предназначался «служить верным обозрением и заменять путеводителя при собственном осматривании и наблюдении достопамятностей, отменностей и пр». Написал его член Российско-Императорской и Королевской Прусской академий наук И. Г. Георги.
Первое издание путеводителя вышло на немецком языке в конце 1790 г. На русском языке дополненный новыми сведениями более совершенный вариант появился в 1794 г.
Первым путеводителем по Москве стало изданное в Петербурге в 1782 г. «Описание императорского, столичного города Москвы, содержащее в себе: звание городских ворот, каменных и деревянных мостов, больших улиц и переулков, монастырей, церквей, дворцов, присутственных и других казенных мест, число обывательских дворов и покоев, рядов, рынков, фабрик, заводов, кладбищ, дорог, застав, число извощиков и прочая, собранное в 1775 году и изданное в свет для удовольствия общества издателем Описания Санкт петербурга г. н. с. В. Г. Рубаном» (тем же Рубаном, который нашел рукопись А. Богданова). Теперь он выступал и в качестве автора, и в качестве издателя.

Из его «Описания» можно, например, узнать, что в Москве в середине 70-х гг. XVIII в. было 114 больших улиц шириной 8 саженей и 463 переулка шириной 4 сажени (сажень = 2,1336 м), 8778 обывательских дворов (среди них 1209 каменных), 256 церквей, 24 монастыря, 188 постоялых дворов, 941 «харчевая» лавка, 378 кузниц, 3 типографии, 6 аптек, 15 трактиров и т. д. В отличие от И. Г. Георги, автор описания Москвы не ставил перед собой цели рассказать читателям о достопримечательностях города.
Широко знакомит с «достопамятностями» древней столицы Руси написанный Л. М. Максимовичем «Путеводитель к древностям и достопамятностям московским, руководствующiй любопытствующего по четырем частям сея столицы к дееместоописа-тельному познанiю всех заслуживающих примечание мест и сданiй, как-то: соборов, монастырей, церквей, государственных и частных заведений, как старых, так и новых, с надписей и из других достоверных источников собранный и для удобнейшего оных приискивания азбучной росписью умноженный».
Титульный лист путеводителя по Москве
Л.М. Максимовича ,1893 г.
Состоял он из четырех частей, которые были опубликованы в период 1792–1793 гг. В каждой из них подробно описывалась какая-либо исторически сложившаяся территория Москвы. Первая посвящалась Кремлю, вторая – Китай-городу, третья - Белому городу и последняя Земляному городу, внешним кольцом опоясывавшему три предыдущих московских района. Например, о Лобном месте и Красной площади сообщалось следующее: «Лобное место, против Спасских ворот, на котором во время крестных ходов бывает молебствие, в 1786 же году казенным иждивением сделано пристойным видом из дикого камня круглой формы. Красная площадь, от Воскресенских ворот до Лобного места, четвероугольной фигуры, обстроена в 1786 году каменными рядами в два яруса, в коих лавок 4021 каменная и 55 деревянных».

В «Путеводителе» Л. М. Максимовича много места уделялось детальной характеристике предметов, находящихся в соборах: образов, киотов, ковчегов, мощей, крестов, риз, паникадил, лампад и др. Вот одно из таких описаний: «Посреди церкви паникадило большое серебряное, весу в коем серебра (крошечного, которое не снимается со стержня железного), шестьдесят пуд, двенадцать фунтов, 59 золотников, а всего 113 пуд, которого фунт покупан по 7 рублей, и того употреблено на оное денег, на серебро золотых 31640, за дело 2000 рублей, да на позолоту 2000; делано в Венецианской земле и поставлено в Соборе от боярина Ильи Ивановича Морозова 1660 году, апреля в 13 день».
Все путеводители, увидевшие свет в XVIII в., объединяет то, что они предназначались для «любопытствующих», которые разносили сведения о достопримечательностях русских столиц по всему Российскому государству, способствуя тем самым развитию любознательности граждан России, желанию все увидеть своим глазами. Путеводители XVIII в. представляли собой эпизодическое явление в российском издательском деле, но уже с XIX в. они появляются все чаще и чаще.

Постоянно начали выходить путеводители по Петербургу и Москве, пользовавшиеся большим спросом (Александров, 1985).
Увидели свет путеводители, в которых приводились интересные сведения по маршруту из Петербурга в Москву;
1839 г. был опубликован на русском языке «Путеводитель по Ревелю (Таллину) и его окрестностям» и т. д.

Рост числа различных путеводителей указывает на то, что путешествия, и особенно в столицы, становятся характерной чертой быта обеспеченных граждан Российского государства, редко покидавших раньше привычные родные места.
Вот как о них говорилось в популярном в конце 40-х гг. XIX в. «Путеводителе от Москвы до С.-Петербурга и обратно, сообщающем исторические, статистические и другие сведения о замечательных городах, местах и предметах, находящихся по дороге между обеими столицами» И. Дмитриева (1847):
«Прозаический классицизм нашей жизни по временам должен нарушаться хотя бы минутными потрясениями поэзии романтизма.
При бедности последней, душа наша черствеет в однообразии, чувства притупляются, стареют в привычной колее жизненного пути и требуют развлечения более сильного, ощущений более необыкновенных, чтобы запастись пищей невещественною на другой период нашего странствия, отцветить потусклые суждения новым колером, и яркостью трафаретов дополнить или закончить внутреннее украшение. Но чем же преобразить наши мысли и идеи? Конечно, одной теории недостаточно, и нужна внешняя поверка опыта внутреннего ... Нам нужно путешествие, ибо человек, никогда не путешествовавший, достоин сожаления: разнообразие предметов займет наше внимание, собственные наблюдения разсеют устарелые мнения, наведут на новые мысли и доставят обильную пищу воображению»
.
Но в конце XVIII – начале XIX в. путешествия в России оставались достаточно экзотическим предприятием и осуществлялись только по личной инициативе их участников: дворян, помещиков, семей купцов, небольшой части интеллигенции. Какие-либо учреждения или частные конторы для постоянной организации туристских поездок отсутствовали.
Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год» был написан библиотекарским помощником библиотеки Академии наук архивариусом Андреем Богдановым и опубликован после того, как его оценил издатель В. Г. Рубан, увидевший полезность сочинения А. Богданова «для удовольствия соотчичей и чужестранцев, желающих иметь о сем знаменитом граде сведения». О том, что это первая краеведческая книга о Петербурге, говорится в предисловии автора: «Описание начал, или первобытности его, находилось доселе в безвестии, что равно, как и красота, в каковую он ... извлеченными из недр земель Российских марморами облечен, достойны, что б их явить свету, и память возвращения и нынешняго цветущего состояния его, зделать незабвенною». В путеводителе А. Богданова собраны сведения об истории места, на котором построен Петербург, о том, когда и почему он возник, о характере рек и каналов, о знаменитых местах и почему они получили свои названия, о дворцах богатых вельмож, заслуживающих того, чтобы остаться в истории, церковных строениях, пышных празднествах, приемах иностранных послов при царском дворе и др.

Вот, например, как описывает А. Богданов появление названия «Васильевский остров», о котором ему рассказали «старожилые люди»: « ... для лучшей осторожности и охранения островов, а паче сево острова, где ныне стоит Санктпетербургская крепость, что б от устей рек обоих большой и малой Невы, со взморья не пришли б какия неприятельские суда, тогда на острову, что ныне Васильевской именуется: промежь большой и малой Невы лежащем, от взморья на оном острову на том месте, где ныне урочище Стрелка называется, поставлена была батарея, которая бы не допускала ни каких от обоих устий со взморья приходящих неприятельских судов, и для той делания батареи и для всякого охранения от неприятеля, определен к тому бомбардирской роты офицер Василий Дмитриевич Карчмин с командою, и сей помянутый Карчмин будучи на оном острову с партиею своею для охранения сего новозавоеванного места, яко на отводном карауле, стоял долгое время и посылаемые к нему от Государя из лагеря к оному Василию Карчмину всякия Его Величества указы и словесные приказы, посылалися тако: к Василию на остров; и от того времени по сему имени прозван сей остров Васильевским». Другой получивший известность путеводитель по столице Росийского государства назывался «Описание российско-императорского столичного города Санктпетербурга и достопамятностей в окрестностях оного». Он предназначался «служить верным обозрением и заменять путеводителя при собственном осматривании и наблюдении достопамятностей, отменностей и пр». Написал его член РоссийскоИмператорской и Королевской Прусской академий наук И. Г. Георги. Первое издание путеводителя вышло на немецком языке в конце 1790 г. На русском языке дополненный новыми сведениями более совершенный вариант появился в 1794 г.
Литературные «путешествия»
Немаловажную роль в популяризации путешествий в первой половине XIX в. сыграла литература, в которой в это время утвердился жанр, так и называвшийся – «путешествия». А. С. Пушкину принадлежат очерковые записи о поездке на Кавказ в действующую армию: «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», декабрист А. А. Бестужев-Марлинский в 1832 г. опубликовал «Письма из Дагестана», А. И. Герцен в конце 40-х гг. – «Письма из Италии и Франции», Н. И. Греч – «Путевые письма из Англии, Германии и Франции», В. П. Боткин - «Письма об Испании» и т. д. Сюда же можно отнести «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева (1790 год) и менее известную статью А. С. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург» (1834 год) – ААА.

Литературные «путешествия» дают прекрасную возможность представить себе условия, в каких совершались в первой половине XIX в поездки по просторам России и на отдых за границу. Нелегким был в те времена путь в один из популярнейших ныне среди туристов и легкодоступный Кавказ. Только чтобы добраться до Владикавказа (Орджоникидзе), нужно было преодолеть множество трудностей. Вот как описывает А. С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» многодневный путь от Екатеринодара (Краснодара) до Владикавказа: «На сборном месте соединился весь караван, состоявший из пятисот человек или около. Пробили в барабан. Мы тронулись. Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами. За нею потянулись коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую; за ними заскрыпел обоз двуколесных ароб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали нагайские проводники в бурках и с арканами. Все это сначала мне очень нравилось, но скоро надоело. Пушка ехала шагом, фитиль курился, и солдаты раскуривали им свои трубки. Медленность нашего похода (в первый день мы прошли только пятнадцать верст), несносная жара, недостаток припасов, беспокойные ночлеги, наконец беспрерывный скрып нагайских ароб выводили меня из терпения» (1949, с. 645–646). Но еще большие трудности поджидали путника в горах. И не только тяготы пути, но и опасности, которые могли стоить жизни. Ведь на Кавказе вплоть до 1864 г. продолжалась Кавказская война, начатая русским правительством в 1817 г. Спокойнее было в Крыму, включенном в состав Российского государства в 1791 г. Однако удаленность от центральных районов России, близость претендовавшей на него Турции, отсутствие хороших дорог, благоустроенных городов и поселков, которые могли принять путешественников, ограниченность сведений о прекрасной природе южного берега Крыма, конечно, не способствовали популярности этого района, как места отдыха. Только в последней трети XIX в., когда в Крым на отдых постоянно начали выезжать члены царской семьи, к нему обратила взоры российская знать. На юге России к середине XIX в. лишь Кавказские Минеральные Воды приобрели известность благодаря уникальным лечебным водам. Но условия отдыха в Пятигорске и Кисловодске, превращенных в 1830 г. из военных укреплений в города, оставались крайне примитивными. И только болезни заставляли людей по месяцу и более находиться в дороге, чтобы получить долгожданное лечение. В XIX в. на территории России любители путешествий свое внимание обращали, в основном, лишь на Петербург и Москву – столицы государства. Города Западной Европы, лазурное побережье Средиземноморья, живописные легкодоступные и безопасные горы Европы манили путешественников России. В значительной степени интерес к европейским странам подогревался литературными «путешествиями», в которых восторженно рассказывалось о благах, ожидавших в них иностранцев. Как будто из рекламного проспекта эти строки: «Гостиница, в которой стою я, есть вместе и кофейная ... Ее мавританский, с тонкими, изящными колоннами двор, густо покрытый виноградом с огромными темными кистями, дает днем самую отрадную прохладу, которую еще увеличивает бьющий посередине фонтан, обсаженный крином (вид лилий. – Г. Д.); по вечерам эти великолепные цветы имеют запах упоительный ... » Так описывает В. П. Боткин в «Письмах об Испании» одну из небольших гостиниц в Кордове, гостеприимно принимавших зарубежных гостей. Из этих же «Писем» читатель узнавал, что в отличие от Кавказа или Крыма в горах Испании уже давно проложены дороги: « ... превосходное шоссе проходит через Сиерру-Морену, красивые мосты перекинуты через пропасти; вместо прежних заброшенных в горной глуши одиноких вент, притонов разбойничьих шаек и ловушек путешественников теперь встречают небольшие веселые селенья с возделанными вокруг полями». И граждане России, имевшие материальную возможность путешествовать, естественно, устремлялись за границу, где им были обеспечены безопасность поездок, желаемый комфорт, разнообразные развлечения, например, столь известные традиционные карнавалы в Италии. Так продолжалось на протяжении всего XIX века. А. П. Чехов утверждает, что для любого общества «подвижники нужны, как солнце», ибо они олицетворяют «высшую нравственную силу»: «Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг». Поездку на Сахалин и возвращение на пароходе вокруг Азии в Одессу в 1890 году Чехов планировал как единое путешествие на Восток. Писатель хотел посетить Японию, познакомиться с великими цивилизациями Азии – китайской и индийской, вдохнуть жар Аравийской пустыни, пересечь Индийский океан, проплыть недавно прорытым Суэцким каналом, побродить по Константинополю – наследнику древней столицы Византии. Транссибирской железной дороги еще не существовало, но по Сибирскому тракту («самой большой и, кажется, самой безобразной дороге во всем свете») неслись экипажи с чиновниками и офицерами, тащились обозы переселенцев, брели партии каторжных. В Томске издавался даже путеводитель – сибирский «Дорожник» (из статьи в журнале «Вокруг света»). Отсутствие надежных путей сообщения непомерно удлиняло время подъездов к объектам посещения. Это существенно снижало число желающих путешествовать и имеющих на это возможности. Для развития туризма в России необходимым условием было строительство железных дорог. Заметим, по этому поводу, что ж/д путь от Москвы до Ростова-на-Дону был открыт только в 1871 году, а Северокавказская дорога до Владикавказа – в 1875 году.
Читай постепенно!
Введи свой емэйл и мы будем присылать по одной главе в неделю
Торжественно клянусь, что буду читать книжку увлечённо и регулярно.